РУС ENG ЎЗБ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Читайте нас на

Азы финмоделирования – износ и амортизация

Азы финмоделирования – износ и амортизация

Амортизация, износ – это не денежная статья затрат, которая показывает уменьшение стоимости здания, оборудования или другого основного средства с течением времени.

Сумма, на которую уменьшается эта стоимость, относится на себестоимость продукции. Если актив переносит всю свою стоимость в течение одного производственного цикла, то такой актив списывают как сырье, материалы, малоценные быстро изнашивающиеся предметы (МБП) и / или как прочие материальные ценности. Однако, если актив переносит свою стоимость на конечный продукт (услугу) в течении нескольких производственных циклов то, такое начисление является амортизацией и / или износом.

Согласно Международным Стандартам Финансовой Отчетности (МСФО) – различают амортизация (amortization) и износ (depreciation). В Национальных Стандартах Бухгалтерской Отчетности (НСБУ) четкого разграничения между этими понятиями мы не нашли. Однако, это уже тема для более углубленного обсуждения, к которому мы вернемся в наших следующих статьях.

Норма амортизации

Для расчета амортизации используются показатель годовая норма амортизации. В законодательстве определены нормы для разных видов основных средств. Ставки износа и амортизации могут существенно корректироваться учетной политикой компании, однако в целях налогового учета должны применяться ставки прописанные в НСБУ. Так, для зданий норма составляет от 5% в год, для производственного оборудования 15%, транспортных средств - 20%, компьютеров и другой офисной техники – 20-25%.

Необходимо понимать, что, хотя эти нормативы в среднем и отражают реальный износ, они предназначены в первую очередь для расчета производственной себестоимости и далее налогооблагаемой прибыли.

Для целей расчета налогооблагаемой прибыли может применяться альтернативный метод – ускоренная амортизация. Это расчет амортизации по повышенной ставке (по сравнению с обычной). Его преимущество в том, что в первые годы после приобретения оборудования налог на прибыль будет меньше, чем если бы компания применяла стандартную норму амортизации. Таким образом, применение ускоренной амортизации создает отсрочку в уплате части налога на прибыль, что благоприятно для предприятия в период освоения нового производства.

Однако, цели расчета налогов и цели финансового управления – не одно и то же. Скажем, если для расчета налогооблагаемой прибыли для данного оборудования применяется норма амортизации 20%, то это не значит, что срок его службы составит 5 лет. Прогнозируемый срок эксплуатации может быть больше или меньше. Именно от этого прогнозного срока зависит, когда предприятие должно быть готово, заменить изношенное оборудование – накопить достаточно средств для закупки нового.

Использование амортизации в финансовом анализе

Итак, для целей финансового планирования и анализа, нормы амортизации и сам порядок ее расчета может существенно уточняться. Детальное моделирование амортизации имеет тем большее значение, чем выше капиталоемкость бизнеса, то есть, чем больше доля амортизации в общих издержках. Подробный расчет амортизации и капитальных затрат также имеет смысл при сравнении вариантов, какое оборудование приобрести, какую технологию производства выбрать.

Другой случай, когда детальный расчет амортизации актуален – сравнение вариантов финансирования: закупка или аренда. Рассмотрим некоторые пути уточнения амортизации, которые можно использовать при финансовом моделировании бизнес-плана.

Учет качества основных активов

Не секрет, что скорость реального износа оборудования сильно зависит от его качества. Например, дешевые модели автомобилей изнашиваются, как правило, быстрее известных брендов. Поэтому применять одну норму амортизации для основных средств одного класса, но разных по качеству может быть не всегда целесообразно.

Интенсивность эксплуатации

Еще один фактор, влияющий на износ. Чем больше производственная загруженность оборудования, тем быстрее оно будет изнашиваться. Если речь идет об автотранспорте, то очевидно, что его реальный износ зависит от пробега. Более того, при расчете амортизации можно даже учитывать качество дорог. Одно дело, если автомобиль используется на трассе с высококачественным покрытием, другое – на малопроходимых участках. Учет этого фактора, кстати, означает, что часть амортизации можно отнести к переменным издержкам. В то время как обычно (по умолчанию) амортизацию относят к постоянным.

Учет рыночной стоимости

Поскольку амортизация показывает денежную сумму, на которую уменьшается стоимость основного средства, то имеет смысл ориентироваться на ту цену, за которую его можно продать (ликвидационная стоимость). Например, сам факт покупки оборудования, независимо от того, успели мы его поэксплуатировать или нет, переводит его в категорию бывшее в употреблении (б/у) и, соответственно, снижает его рыночную стоимость. Можно сказать, что у разных видов основных активов разная ликвидность, что также можно учитывать в финмодели.

Учет расходов на ремонт

В процессе эксплуатации основных средств неизбежно возникают расходы на ремонт. Расход ремонту разделяют на текущий и капитальный.

Текущий ремонт – это срочные, вынужденные денежные расходы, требующиеся когда оборудование выбывает из строя. С амортизацией такие затраты не связаны (хотя они связаны с качеством оборудования, или качеством строительных работ). В модели можно предусмотреть рост расходов на текущий ремонт со временем, что обычно наблюдается в реальности – чем старше оборудование, тем чаще оно выходит из строя.

Расходы же на капитальный ремонт и профилактику влияют на остаточную стоимость основного средства. Время их осуществления может быть выбрано в достаточной мере произвольно. От того, как предусматривается проводить профилактику и капремонт, зависит состояние и срок эксплуатации оборудования, а следовательно амортизация.

Учебный пример финансовой модели амортизации

Надо сказать, что детальное моделирование этих вопросов находится больше в компетенции специалистов той отрасли, в которой работает компания, и для которой разрабатывается модель. Но в том и дело, что технологические параметры так или иначе влияют на финансовые, и совмещение в модели чисто технических, отраслевых знаний и финансовых расчетов – плодотворный инструмент в бизнес-планировании, этим стоит заниматься.

Вы можете скачать финмодель условной компании и ознакомиться с примером расчета амортизации.

финмодель амортизации, скриншот 1

За основу мы взяли базовый пример финмодели и усовершенствовали его, смоделировав расчет амортизации с помощью показателя годовая норма амортизации (внизу листа). В строке Амортизация прогноза прибыли, вместо фиксированного значения стоит формула. В ней применен самый простой метод расчета равномерной амортизации. Обратите также внимание на строку Основные средства (ост.стоим.) актива баланса – в ней формула расчета остаточной стоимости. В конце периода, на 5-й год, в этой строке стоит значение 0. Если наш расчет амортизации предназначен не только для целей расчета налогооблагаемой прибыли, но и для планирования капитальных затрат, то ноль сигнализирует нам о полном износе основных средств и необходимости закупить новые. На 5-й год остаток денежных средств составляет 130 000 ден.единиц. То есть, денег хватает, чтобы возместить первоначальную стоимость основных средств (50 000) и, по идее, есть возможность продолжить деятельность. Можете самостоятельно поставить в ячейку Основные средства (ост.стоим.) на 5-й год стоимость новых основных средств. При этом не забудьте уменьшить на эту же сумму остаток денежных средств в тот же год (следим за строкой Расхождение).

Анализ амортизации при выборе оборудования

На листе EquipCompare приведен условный пример сравнения капитальных затрат для пяти вариантов приобретения оборудования. Подразумевается, что все прочие параметры (производимая продукция, производительность и другие) у них одинаковы.

финмодель амортизации, скриншот 2

Легенда такова: вариант А – дорогое импортное оборудование, B – менее дорогое импортное, C – отечественное оборудование, D – закупка дешевого, E – дешевое на условиях аренды.

Данные таблицы показывают, что самое дорогое оборудование (вариант A), за счет высокой надежности выгодно отличается от менее дорогих аналогов. В этом варианте низкая амортизация. Вместе с тем, расходы на ремонт могут оказаться выше, например, из-за гораздо более высокой стоимости импортных запчастей и техобслуживания. Наиболее дешевый вариант (D) в нашем примере, как это часто бывает, проигрывает из-за низкой надежности, частых поломок и высоких расходов на ремонт. Однако, если имеется предложение этого оборудование в аренду (вариант E) по тарифу как в нашей таблице, то данный вариант становится выгодным.

Напомним, сравнение вариантов оборудования и технологий по производительности мы уже рассматривали в статье Азы финмоделирования – точка безубыточности. Так что, при необходимости, можно совместить проработку двух направлений финмоделирования – безубыточности и капитальных затрат.

Есть что добавить? Оставляйте комментарии.
Хотите узнать больше - пишите нам
Похожие статьи
AgroFood-2014

20-25 ноября в Выставочном зале «Кургазмасавдомаркази» про...

ТЭО на покупку оборудования для производ...

Макароны давно уже стали в нашей стране привычным и популярным видом г...

Ветпрепараты отечественного производства...

Недавно в Самаркандской области после 20 лет простоя и кардинальной ре...

Понравилась ли статья:
(Голосов: 4, Рейтинг: 3.66)

Форум для отзывов 1 не существует.

Добавить объявление
Заказать бизнес план
Подписка