РУС ENG ЎЗБ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Читайте нас на

Азы финмоделирования - объем сбыта

Азы финмоделирования - объем сбыта

В предыдущей статье мы обозначили, что такое финансовая модель компании и как она работает. Выделили основные уравнения, которые должны соблюдаться. В этой мы перейдем к освещению ряда практических вопросов, касающихся основных направлений бизнес-планирования и финансового моделирования. Мы продолжим использовать пример финмодели из предыдущей статьи. Модель в этом примере предельно простая, но она будет отправной точкой для раскрытия новых тем.

Итак, наше исходное положение отражают данные баланса и отчета о прибыли ниже.

scr_fm_sales_1.JPG

В большинстве случаев финансовые модели компаний относятся к классу так называемых «моделей управляемых сбытом» (sales driven). Это означает, что финансовые показатели баланса и отчета о прибыли, в той или иной степени, зависят от объема продаж. Это логично, потому что любая компания действует на рынке. Рынок диктует спрос и цены на товары и услуги, а компания ориентируется на то, сколько сможет их реализовать.

Наша модель, хотя и позволяет контролировать соответствие баланса и прибыли, пока не отражает их зависимость от объема сбыта. Если предположить, что сбыт будет больше и увеличить выручку, то прибыль прирастет на ту же величину, а сумма активов не изменится. Это неправильно, потому что вместе с увеличением сбыта вырастет не только выручка, но и затраты. Прибыль, соответственно, станет меньше. А большие объемы производства потребуют большей величины оборотного капитала. Устранением этих несправедливостей мы с вами и займемся.

Итак, объем сбыта прямо влияет на три важных показателя: (1) выручку, (2) переменные издержки и (3) необходимый рабочий капитал. Через выручку и оборотный капитал сбыт влияет на прибыль. Через прибыль – на величину баланса в конце периода. Через оборотный капитал сбыт влияет на общую величину активов. Внедрим эти зависимости в модели.

Во-первых, необходимо выделить сам показатель объема сбыта в отдельной ячейке (B21). Чтобы мы могли с его помощью управлять моделью. Допустим объем сбыта равен 1000 единиц продукции. Тогда в ячейке Выручка запишем формулу «=B21* 70», где 70 – цена воображаемого товара.

Теперь, чтобы учесть влияние сбыта на издержки, нужно выделить в них переменные. Для этого вместо строки Расходы будет две строки: Переменные издержки и Операционные расходы. В ячейке Переменные издержки запишем формулу «=B21* 40», где 40 – суммарные переменные затраты на единицу воображаемого товара.

Чтобы учесть влияние сбыта на оборотный капитал, нужно чтобы оборотный капитал изменялся прямопропорционально либо выручке, либо переменным затратам. Для приблизительного расчета можно выбрать любой из способов. Более точную модель мы рассмотрим в одной из дальнейших статей. Мы «привяжем» оборотный капитал к выручке. Для этого в формуле расчета оборотного капитала выручка умножается на коэффициент пропорциональности 70 000 / 30 000). Этот коэффициент грубо отражает оборачиваемость оборотного капитала (количество оборотов в год).

После усовершенствований модель будет выглядеть так:

scr_fm_sales_2.JPG

Как видите, прибыль и активы не изменились. Но теперь мы сможем, изменяя только лишь значение в ячейке Объем сбыта, наблюдать как изменится прибыль и необходимый оборотный капитал. До корректировок модели изменение выручки не привело бы к расхождению между активом и пассивом. Теперь, если увеличить объем сбыта до, скажем, 1 200 в строке Расхождение в начале периода будет число 6 000. Оно подскажет, что необходимы средства на увеличение оборотного капитала.

Покрыть недостающий объем оборотного капитала можно либо за счет привлечения дополнительного финансирования – увеличить значение в ячейке Пассив. Либо за счет имеющихся денежных средств, уменьшив их остаток. Либо, частично за счет первого и второго. Предлагаем поупражняться, изменяя Объем сбыта и устраняя Расхождение.

В этой статье мы использовали такие понятия как переменные и операционные издержки. В дальнейшем, при разработке более сложных, приближенных к практике, финмоделей потребуется подробная детализация затрат. Поэтому в следующей статье мы рассмотрим некоторые вопросы их классификации.

Есть что добавить? Оставляйте комментарии.
Хотите узнать больше - пишите нам
Похожие статьи
Франшиза сети пиццерий Pizza-Time

Сколько времени и денег нужно, чтобы вырастить успешную пиццерию котор...

Дневник ВВС+. Не дойкой единой

1:30 утра. За окном умеренная прохлада. В комнате духота и приставучие...

ТЭО на создание предприятия по торговле ...

Данный бизнес-план является завершающим документом исследования в сфер...

ТЭО на строительство мясомолочной фермы

Один из крупнейших заводов нашей республики в 2013 году приобрел 300 н...

Понравилась ли статья:
(Голосов: 4, Рейтинг: 3.66)

Форум для отзывов 1 не существует.

Добавить объявление
Заказать бизнес план
Подписка